Тюмень. 30 марта в Тюмени пройдет ежегодная конференция «Повышение качества подготовки кадров как фактор инновационного развития ТЭК». В рамках мероприятия специалисты обсудят три наиболее важные темы: проблему переподготовки кадров в частных учебных заведениях, наставничество и развитие системы подготовки рабочих и инженерных кадров.
О самых актуальных запросах современного рынка труда, о наставничестве и подготовке молодых специалистов на предприятиях Агентству нефтегазовой информации рассказал начальник управления по работе с персоналом «Мессояханефтегаза» Максим Медведев:
– На конференции будут рассматриваться три темы, связанные с подготовкой кадров ТЭК. На ваш взгляд, какая из них наиболее актуальна?
– Один из самых актуальных запросов современного рынка труда –переформатирование системы подготовки кадров и повышения квалификации инженерно-технических специалистов для предприятий ТЭК. В кадровой повестке нефтедобывающих предприятий этот вопрос значится уже много лет. Молодежь, приходя в компанию, обладает огромным потенциалом, но недостаточными компетенциями для эффективной работы. Разрыв между полученным образованием и реальными требованиями рынка приходится нивелировать за счет сил и средств работодателя, отсюда и дискуссии на тему качества вузовской подготовки кадров, формирования учебных программ под конкретные потребности отрасли.
Эпоха цифровизации задает еще один тренд: работодатель отдает предпочтение соискателям, в чей набор компетенций входит умение работать со сложными кейсами и большим объемом данных, человек должен уметь обрабатывать их онлайн, находить закономерности и делать это максимально быстро. Конечно, эти навыки актуальны в большей степени для инженерно-технического и управленческого персонала, но и от представителей рабочих специальностей требуется нечто большее, чем механическое тиражирование процессов. Современные добывающие промыслы, такие как Восточно-Мессояхский, представляют высокотехнологичные нефтеполисы, где необходим высочайший уровень профессиональных знаний и навыков. Пока система высшего и среднего профессионального образования не в полной мере справляется с подготовкой такого рода специалистов, но я знаю, что процесс модернизации учебных программ уже начался, в Тюмени – точно.
– Почему именно теперь, когда объявлен основной тренд развития экономики цифровизации, особое значение уделяется вопросу восстановления системы наставничества? Как эта система действует на вашем предприятии?
– В «Мессояханефтегазе» наставничество существует с первых дней работы предприятия. Другое дело, что как любой живой коммуникативный процесс, действующая система передачи навыков и компетенций меняется в зависимости от требований времени. К традиционной форме наставничества, когда опытный сотрудник создает условия для эффективной и легкой адаптации новичка, помогает сформировать приверженность корпоративным ценностям, погружает в специфику деятельности предприятия, мы добавили новый этап – коучинг. Если наставник погружен в текущие задачи и является профессионалом в узкой области, то коуч помогает раскрыть потенциал человека, выявить максимально широкий спектр его возможностей, ставит перед ним цели развития на конкретный период и при необходимости корректирует движение к этим целям. Коуч, роль которого выполняет обученный руководитель подразделения, не передает знания – он путем выстраивания цепочки «планирование-реализация-обратная связь» управляет поведением сотрудника и раскрывает его потенциал.
В этой работе нам очень помогают результаты тестов, которые проходит каждый сотрудник, зачисляемый в штат «Мессояханефтегаза». Работодатель видит пробелы в знаниях и умениях своего нового специалиста, готовит для него индивидуальную программу по работе в зонах развития и внедряет ее на этапах наставничества и коучинга.
После завершения этих важных периодов адаптации профессиональное развитие специалиста, естественно, не заканчивается. На предприятии мы используем классическую формулу обучения «70-20-10», где 70% – это обучение на рабочем месте, 20% – обучение с применением опыта других (система наставничества, коучинга, обратная связь), 10% – это классическая система обучения – тренинги, курсы повышения квалификации. Работа в «Мессояханефтегазе» выстроена по принципу непрерывного развития и совершенствования профессиональных навыков сотрудников.
Этому способствует и созданная в «Газпром нефти» уникальная образовательная платформа, доступ к которой имеют все сотрудники дочерних предприятий компании и совместных активов – Корпоративный университет.
Его задача: организовать встречу тех, кто обладает экспертизой, и тех, кто нуждается в новых знаниях. Корпоративный университет – это несколько факультетов и два десятка кафедр по ключевым направлениям деятельности компании. Каждая кафедра – это сообщество внутренних тренеров и экспертов. Выбор за «студентом» – уникальные и бесценные знания находятся в открытом доступе.
– Что можно сделать на уровне государства, чтобы отсечь от процесса подготовки рабочих частные учебные заведения, предоставляющие некачественные услуги или просто фальсифицирующие получение профессии? Какие шаги должны сделать предприятия ТЭК, чтобы получать квалифицированные рабочие кадры?
– Мне кажется, решение этой задачи в большой степени находится в периметре возможностей самих компаний топливно-энергетического комплекса. Приоритетом деятельности нашей команды является «Цель – ноль» – отсутствие вреда людям, экологии, имуществу при выполнении работ. Чтобы достичь этой амбициозной задачи, предприятию необходимо выстроить эффективную систему обучения в области HSE как среди собственных сотрудников, так и среди работников подрядных организаций. К отбору тренеров и консультантов, внедряющих передовые программы в сфере производственной безопасности, мы подходим с полным осознанием собственной ответственности за результат проведенного обучения. Нам не нужны корочки о повышении квалификации, нам нужны квалифицированные сотрудники, поэтому мы внимательно изучаем уровень компетенций преподавателей, презентационные материалы, инструменты и способы подачи информации, ставим фильтры контроля качества и организовываем тестирование на всех стадиях процесса обучения, чтобы понимать, как изменился уровень знаний наших работников.
При этом важно, чтобы к таким отборам не были допущены недобросовестные учебные центры – государственный контроль должен отсекать их еще на этапе лицензирования.
Обладатели лицензии, в свою очередь, должны иметь качественно разработанные, согласованные и утвержденные учебные программы, необходимые тренажеры, методические материалы, наглядные пособия. Отрасль нуждается в том, чтобы за государством были закреплены контрольные функции в этой области.
– Как вы относитесь к идее воспитания кадров, их подготовке и отбору буквально со школьной скамьи?
– Предприятие намерено внедрить такую программу в Тазовском районе Ямало-Ненецкого округа, на территории которого «Мессояханефтегаз» ведет разработку лицензионных участков. Поводом стал анализ резюме, поступающих к нам от жителей района: среди соискателей на вакантные должности многие не обладают специализацией, в которой нуждаемся мы или наши партнеры в подрядных организациях. Руководство предприятия приняло решение организовать цикл лекций для старшеклассников тазовских школ, где мы бы могли рассказать о специфике работы актива, о компетенциях, которые помогают команде «Мессояханефтегаза» реализовать задачи по высокотехнологичной разработке трудноизвлекаемых запасов Арктики. Профориентационные встречи со школьниками проведут руководители блоков бурения, геологии, капитального строительства, закупок. Эти интерактивные лекции помогут школьникам не просто выбрать место для дальнейшей учебы, но сделают этот выбор максимально осознанным.
Справка: АО «Мессояханефтегаз» – совместное предприятие ПАО «Газпром нефть» (оператор проекта) и ПАО «НК «Роснефть», которому принадлежат лицензии на разведку и разработку группы Мессояхских нефтегазоконденсатных месторождений – Восточно-Мессояхского и Западно-Мессояхского. По разведанным запасам углеводородов месторождения (согласно отечественной классификации) относят к уникальным. Извлекаемые запасы в категории С1 + С2 составляют 485 млн тонн нефти и конденсата, 194 млрд кубометров газа. Площадь месторождений – 891 кв. км. Старт промышленной эксплуатации Восточно-Мессояхского месторождения 21 сентября 2016 года в режиме телемоста дал президент России Владимир Путин.
|