Борьба Минфина с контрафактным дизтопливом с помощью расширения понятия средних дистиллятов, подпадающих под акциз, может стать большой проблемой для независимых НПЗ, считают в «Ассонефти». По мнению главы ассоциации Елены Корзун, обложение дистиллятов акцизом заставит предприятия сельского хозяйства, горной промышленности и энергетики переплачивать за топливо и приведет к росту цен. По мнению аналитиков, принятие поправок скорее приведет к уходу с рынка дешевых заменителей дизтоплива, пишет “Коммерсантъ”.
Попытки Минфина расширить налогообложение средних дистиллятов встретили сопротивление со стороны малых нефтяных компаний. По данным издания, глава ассоциации «Ассонефть» Елена Корзун написала письмо в государственно-правовое управление президента РФ и в комитет по бюджету и налогам Госдумы с предложением изменить формулировки подготовленных Минфином поправок к Налоговому кодексу. С аналогичным письмом обратился к главе Минэнерго Александру Новаку зампред комитета ТПП РФ по энергостратегии и развитию ТЭК Геннадий Шмаль.
Поправки стали очередным этапом борьбы Минфина с этими нефтепродуктами под различными названиями (дистилляты газового конденсата, судовое маловязкое топливо, печное топливо, керосино-газойлевая фракция и т. д.). Они формально не подпадают под технические характеристики дизтоплива и поэтому не облагаются акцизом, но фактически используются как дешевый аналог дизеля. В 2013 году Минфин уже расширял определение средних дистиллятов, убрав из него любые названия,— теперь нефтепродукт признается средним дистиллятом, если 90% его состава перегоняется при температуре 215–360 градусов. Но, как писал Reuters, производители нашли лазейку, заявляя в техпаспортах, что только 89% их продукта перегоняется при таких температурах. Теперь Минфин хочет провести в закон максимально широкую формулировку — жидкое агрегатное состояние при температуре 20 градусов и плотности не более 0,93 кг на литр. Поскольку под это определение подпадают самые различные вещества, сформулирован и перечень «исключений» (в том числе нефтепродукты с содержанием ароматических углеводородов не менее 30%). Минфин надеется тем самым решить проблему серого рынка объемом 4 млн тонн, обложение которого акцизами может принести бюджету 30–35 млрд руб.
В своем письме госпожа Корзун настаивает, что потребителями средних дистиллятов являются не столько автомобилисты, сколько горная промышленность, сельское хозяйство и котельные. Им нет смысла покупать дизтопливо «Евро-5», тогда как логика Минфина вынуждает их к этому и приведет к росту цен, считает она. «Принятие закона приведет к невозможности реализации продукции и остановке действующих (небольших.— ред.) НПЗ, к потере рабочих мест в отдаленных регионах страны и лишит существенных налоговых отчислений в бюджеты всех уровней в преддверии выборов 2018 года»,— отмечает глава «Ассонефти». Причем, считает она, рынок сбыта потеряют независимые малые и средние нефтегазодобывающие компании, которые поставляют на переработку до 85% добываемой ими нефти, при этом 40% идет на независимые НПЗ. Елена Корзун предлагает оставить действующую норму Налогового кодекса без изменений. Геннадий Шмаль же предлагает сделать исключение в обложении акцизами для нефтепродуктов, которые идут на нужды сельского хозяйства.
По мнению собеседника на рынке, бенефициарами предложенных Минфином поправок станут крупные нефтяные компании, поскольку их продукция в основном подпадает под исключения. Источник считает это «нерыночной конкуренцией с использованием административного ресурса». В нефтекомпаниях на запрос не ответили.
«На больших НПЗ есть фракции, которые, согласно предлагаемым Минфином поправкам, подпадут под исключения, но в них будет низкое цетановое число за счет большого содержания ароматики, и поэтому они не смогут применяться в автомобильных двигателях и быть конкурентом дизтопливу»,— говорит Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков». По его мнению, это приведет к уходу с серого рынка (его он оценивает в 10 млн тонн) большей части товара, что «очень полезно с экологической точки зрения».
|