США продолжают вынашивать планы по ужесточению санкций в отношении России и российского газового холдинга «Газпром», в частности. Однако принесет ли это им и их партнерам в Европе ощутимые выгоды?
Так, сенатор-демократ Крис Мерфи заявил, что настало «самое время ужесточить санкции, будь то в отношении российских нефтехимических компаний, либо российских банков» – несмотря на то, что от подобного рода «мероприятий» в немалой степени пострадают европейские страны, импортирующие природный газ из РФ, если, конечно, они подключатся к этим санкциям.
Безусловно, санкции, которые могут ввести США против «Газпрома», нанесут определенный ущерб российской компании, однако он может быть не столь серьезным, как на это надеются в Америке. Да, «Газпром» ориентирован в первую очередь на европейских потребителей, а с газовым рынком США у российской компании практически нет общих точек соприкосновения. В связи с этим не очень понятно, какое действие санкции могут оказать на «Газпром». Ну, разве что, Евросоюз в очередной раз спляшет под американскую дудку в ущерб своим экономическим интересам.
Безусловно, Европа может надавить на «Газпром» достаточно ощутимо, поскольку российский холдинг зависит от европейских потребителей сильнее, чем они от него, ведь компания поставляет в Европу примерно 90% своего экспорта в стоимостном , а Европа импортирует у «Газпрома» меньше трети потребляемого природного газа.
Пока «Газпром» не может широко диверсифицировать газовые поставки. И компания вынужденно остается заложником европейского рынка. Но вопрос уменьшения зависимости от российского газа ставился еще задолго до начала кризиса на Украине, который Запад стремится использовать как средство давления на Россию — в политической и экономической сферах. Так, например, еще в 1970-1980-е годы в Европу прокачивалось до 70% «голубого топлива» из Советского Союза, а в настоящее время этот показатель почти в два раза меньше. В период с 2000 по 2010 годы экспорт в Европу российского газа стагнировал и ежегодно не превышал 130–160 млрд кубометров.
Сильно пошатнула позиции «Газпрома» сланцевая революция, которая началась в США, но затем стала распространяться и на некоторые страны Европы. В результате на мировой рынок газа вышли дополнительные объемы газа. Свою лепту в расшатывание «газового трона» «Газпрома» внесло и развитие европейского спотового рынка — предложений нероссийского топлива стало больше, поставщики уже остро конкурируют друг с другом. Все эти факторы неизбежно приводят к тому, что доля российского газа на мировом рынке сокращается.
Но есть и положительные моменты для российского газового гиганта. Основной – страны Европы не могут в «пожарном порядке» отказаться от газа из РФ. Инфраструктура, которая обеспечила бы Европе быстрый отказ от российского газа, развита не так сильно, как это может показаться на первый взгляд. Европа сегодня пытается сделать ставку на сжиженный природный газ (СПГ), доля которого в европейском импорте составляет чуть более 20%. Но пока в странах Евросоюза нет достаточных мощностей регазификации, мгновенно отказаться от российских газовых кубометров она попросту не может. Так что у «Газпрома» еще есть время, чтобы попытаться сбалансировать ситуацию в выгодную для себя сторону – пока Европа будет решать, как ей избавиться от газовой зависимости от России. Технически введение санкций в Европе против «Газпрома» бумерангом ударит по ней самой, чего она всеми силами и стремится избежать, несмотря на давление США. И сегодня лишь жесткая политическая воля может заставить европейцев отказаться от поставок российского природного газа.
Однако западные политики не выглядят единодушными в решении этого весьма спорного вопроса. Прежде всего потому, что прекрасно осознают, что геополитические планы США в большей степени выгодны им самим, а европейской экономике, которая только начала восстанавливаться после экономического кризиса, эти планы ничего хорошего это не сулят.
Так чем же может обернуться введение санкций против «Газпрома»? Попытаемся в этом разобраться.
Во-первых, санкции могут подтолкнуть к росту цен на углеводороды — нефть и газ. И даже рынок нефти и газа в США, который вроде бы и не зависит от европейского, вовсе не застрахован от роста цен, который неизбежно возникнет, если санкции будут введены. Это — с одной стороны. Но с другой – несомненно, в случае роста цен на газ выигрывают производители газа, но проигрывают потребители. А это уже политический вопрос, который чапаевским наскоком не решится решать – простите за тавтологию! — ни один здравомыслящий политик. Например, в США пока не готовы к резкому росту цен на топливо на внутреннем рынке, ведь именно сланцевая революция стала гордостью этой страны, потому что удалось существенно снизить цену на энергоносители. И как следствие, уменьшить разрыв в затратах для промышленников США и Китая. По большому счету Америке куда выгоднее, чтобы КНР закупала топливо по более высоким ценам, а собственные нефтегазовые короли и так не в обиде.
Отметим также, что многие американские компании, являющиеся лидерами в данном секторе, пересмотрели свои прежние решения и стали переносить производственные мощности из Китая обратно. Для экономики США это достаточно важный момент. Но ситуация может измениться, если США резко увеличат экспорт газа.
Во-вторых, введение санкций в отношении «Газпрома» будет означать провал программы спасения экономики Украины, ведь стоимость газа в Европе вырастет достаточно быстро. И никакие реверсные поставки Киев уже не спасут, а Украина лишь задохнется от новых цен на газ. Киеву придется резко увеличить платежи для населения за топливо, что никак не снимет социальную напряженность, которая царит в украинском обществе. В конечном итоге потребители газа на Украине попросту могут оказаться не в состоянии платить за подорожавший природный газ.
В-третьих, из-за возможных санкций в отношении России может произойти снижение доли доллара на глобальном сырьевом рынке, что чревато серьезными проблемами для европейского рынка. Особенно если «Газпром» сможет переориентироваться на восточное направление – страны АТР. Тогда, если цены на углеводороды взлетят, то «Газпром» сумеет не только компенсировать потери от уменьшения поставок газа в Европу, но и заработает. А это вообще лишает санкции всякого практического смысла.
Для США опасность заключается в том, что санкции приведут к увеличению объемов мировой торговли в локальных валютах. А «ссаживать» с долларовой иглы другие страны и снижать их зависимость от США никак не входит в планы Белого дома. Китай уже давно начал торговать за юани, с подобной практикой может согласиться и Япония, которая из-за отказа от атомной энергии хоть и кряхтит, но пока покупает газ по высоким ценам.
В-четвертых, санкции против России нанесут удар и по позициям глобальных нефтегазовых концернов, которые имеют совместные и достаточно выгодные совместные проекты с «Газпромом». Прежде всего речь идет о нефтегазовых гигантах Royal Dutch Shell и Exxon Mobil. Эти компании, как и многие другие, лишатся доступа к перспективным российским проектам – в пример можно привести проект «Сахалин-2». Если западные компании дружно откажутся под давлением своих правительств от совместных проектов с «Газпромом», то свято место, как говорится, пусто не бывает – им на смену придут нефтяники из Китая. И на Западе это хорошо понимают.
Потеря перспективных рынков – это будет плата для США за геополитические амбиции. И энтузиазма в крупных американских компаниях от такой политики явно не прибавится, ведь там балом правят деньги, которые, как известно, не пахнут. Да ко всему прочему крупный бизнес (и не только он!) прекрасно понимает, как и почем покупаются голоса конгрессменов и сенаторов. И это явно дешевле, чем возможные потери американских компаний.
В-пятых, в Европе уже давно копится раздражение на США и проводимой этой страной политики «выкручивания рук». Старушка-Европа вот-вот разозлится и снова послышатся голоса о том, что не всегда и не во всем нужно поддерживать Америку. Особенно когда станет очевидным факт роста цен на природный газ, а странам Евросоюза придется в спешном порядке решать вопрос, где изыскать нужные объемы топлива. Ко всему прочему, согласно многим аналитическим исследованиям, мировая добыча газа в долгосрочной перспективе будет снижаться. Это связано с целым рядом причин. Очень скоро многие страны, на которые рассчитывает Европа, будут не в состоянии обеспечить ее необходимыми объемами газа. Даже Азербайджан, который глубоко вовлечен в открытие «Южного коридора» и поставки в Турцию и ЕС через систему трубопроводов TANAP – TAP, обладает лишь 1 трлн кубометров в виде доказанных запасов при росте внутреннего потребления. То есть «голубое топливо» может быть предложено, например, Грузии, Турции и Греции и Болгарии, но поставлять его в Евросоюз Азербайджан не сумеет в среднесрочной перспективе. А крупнейшие экспортеры энергоресурсов Узбекистан и Туркменистан особенно в Европу и не рвутся – китайский рынок, с которым они работают, «скушивает» гигантские объемы.
Так что, европейские страны могут оказаться в достаточно щекотливой ситуации, если объявят «Газпрому» о санкциях. Что неминуемо приведет к недовольству избирателей внутри этих стран. А политикам не нравятся такие «американские горки» и они явно не мечтают о том, чтобы побыстрее избавиться от своих постов. Со временем ситуация может измениться. И кто сегодня скажет, что завтра на смену русофобам не придут пророссийски настроенные политики, которые будут более прагматично относится к ситуации?
И еще одна причина, почему санкции против «Газпрома» — не самый лучший вариант для наказания России за Украину. США, как огня, бояться потери своего геополитического влияния в другом полушарии земли. В мире прекрасно понимают, что Америка ведет свою игру, которая зачастую противоречит интересам многих отдельно взятых стран. И они уже ненавязчиво пытаются проводить политику сближения с Российской Федерацией, где газовое партнерство занимает далеко не последнее место.
Так, например, Турция серьезно обсуждает с «Газпромом» вопрос об увеличении мощности трубопровода «Голубой поток» до 19 млн кубометров с нынешних 16 млн кубометров. Активно изучается вопрос о прокладке газопровода «Южный поток» по территории Турции, если власти Евросоюза все-таки заблокируют его строительство. Для США такая раскладка сил — не есть хорошо, поскольку Анкара активно помогает Вашингтону решать многие сложные проблемы на Ближнем Востоке. Турция контролирует проливы в Черном море, а вопрос с Сирией для США все еще открыт. В этих условиях поддержка Турции для США попросту необходима.
|