Киев и Москва возобновили газовые переговоры. Экс-министр энергетики Украины Юрий Бойко приехал в Газпром уже в качестве вице-премьер-министра. По итогам переговоров прессе традиционно сообщили, что на переговорах «обсуждались вопросы взаимовыгодного стратегического партнерства».
При этом опрошенные Независимой газетой украинские эксперты полагают, что на сей раз за дипломатичной формулировкой кроется подготовка к скорейшему решению вопроса о создании газотранспортного консорциума и передаче Газпрому украинской ГТС.
«Встреча Бойко с Алексеем Миллером на этой неделе, думаю, была посвящена исключительно теме газотранспортного консорциума, почти наверняка обсуждается двусторонний формат, как и требовал «Газпром», – считает эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
По его словам, месяц назад посол РФ в Украине Михаил Зурабов сказал, что перспективы работы консорциума рассматриваются в украинско-российском формате: А за прошедшее время ситуация с «Южным потоком» ухудшилась, что только усиливает заинтересованность российской стороны в ГТС Украины».
В свою очередь руководитель альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик заявил, что Киев вплотную подошел к передаче «Газпрому» части контроля над ГТС.
«Это белорусский вариант, по которому будут распределены два пакета по 50%. Половина газотранспортной системы будет оценена, и сформирована скидка на газ. Фактически мы сами этой скидкой заплатим за газотранспортную систему. Будет ли приток средств и реконструкция газотранспортной системы – у меня это вызывает серьезные сомнения», – считает он.
При этом эксперты в Киеве не могут определить время, когда соглашения о консорциуме будут достигнуты. Они отмечают, что на днях Виктор Янукович встретился с вице-председателем банка «Ротшильд Европа» Клаусом Мангольдом, которого в Киеве называют европейским лоббистом интересов «Газпрома». В ходе этой встречи президент отметил, что для Украины очень важно знать профессиональную точку зрения банка по всем вопросам, потому что та зависимость от источников энергоносителей, является для Украины очень тяжелой.
Руководитель Всеукраинского центра содействия предпринимательской деятельности Александр Данилюк считает, что эта встреча свидетельствует о завершающем этапе сдачи украинской газотранспортной системы.
Кроме того, издание напоминает, что в феврале правительство Украины подпишет с компанией Ernst&Young договор, по которому в течение трех месяцев будет разработан план реорганизации Нафтогаза, предполагающий оптимизацию активов и структуры, а также финансовую реструктуризацию. Без этого невозможно вообще говорить о выделении ГТС, отметил Корольчук, добавив, что утвердить проект консорциума предстоит в Верховной Раде.
Вероятно, вопрос будет рассматриваться на переговорах президентов Украины и РФ. Как известно, в конце декабря встреча Путина и Януковича была отменена в последний момент. Новая дата пока не назначена.
Политологи считают, что украинский лидер заинтересован в том, чтобы переговоры в Москве состоялись после запланированного на 25 февраля саммита Украина–ЕС. Киев сначала выяснит, на что может рассчитывать в европейском направлении. Эксперты допускают, что, не получив от ЕС ни денег на модернизацию ГТС, ни поддержки в переговорах с Газпромом, Киев уже весной приступит к созданию двустороннего консорциума. За два года до президентских выборов и под угрозой экономического кризиса команде Януковича крайне важно снизить газовую нагрузку на бюджет Украины.
«Консорциум, возможно, даст такую возможность. Но все понимают, что цена на российский газ будет снижена максимум на три года. И не до белорусского уровня, а примерно до 200–250 долларов за тысячу кубометров. Это, конечно, много. Но еще вопрос, какой будет, если будет, форма и схема оплаты за акции ГТС», – сказал Корольчук.
Экс-министр экономики, депутат Верховной Рады от оппозиции Сергей Терехин считает, что украинской власти следует учитывать не только экономическую, но и политическую сторону вопроса: «Продажа ГТС – это торговля независимостью государства. Все решения относительно экономики, налогов будут приниматься не в Киеве, а в Москве»., – сказал он.
|