Об идее утверждать инвестпрограммы инфраструктурных госкомпаний для определения их дивидендов в интервью «Интерфаксу» рассказал министр энергетики Александр Новак. Речь о компаниях, выручка которых формируется за счет тарифов на транспортировку, например о «Россетях», РЖД, «Транснефти», газотранспортной системе «Газпрома», перечислил Новак.
Сейчас, формируя тарифы, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не закладывает в них выплату дивидендов и компании вынуждены платить их акционерам, сокращая свои инвестпрограммы. Но раз государство формирует для них тарифы и устанавливает дивиденды, оно же должно утверждать и инвестпрограммы, относительно которых и будут оцениваться возможности выплаты дивидендов, объяснил Новак. Формируя тариф, нужно сразу оговаривать, какой процент прибыли инфраструктурных компаний пойдет на дивиденды, а какой – на инвестпрограмму.
Включать в тариф дивиденды, а также проводить независимую оценку инвестпрограмм и по ней определять дивиденды еще в июне 2017 г. предлагал министр экономического развития Максим Орешкин. Минэкономразвития тогда ссылалось на успешный опыт РЖД: правительство провело аудит и РЖД, которая долгие годы получала субсидию от государства, начала платить дивиденды. Изначально идея прорабатывалась Орешкиным с Новаком еще полтора года назад, вспоминает федеральный чиновник. Минфину же о таких идеях не известно, уверяет другой чиновник, он традиционно был против связи между инвестпрограммами и дивидендной политикой – это нарушает конкурентные условия. Дивидендная политика не должна вести к сокращению инвестпрограмм, говорил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов в конце августа.
«Транснефть» (Новак – председатель совета директоров компании. – «Ведомости») поддерживает инициативу, сказал представитель компании. Представители РЖД (годовую программу компании утверждает правительство) и «Россетей» отказались от комментариев, их коллеги из Минэкономразвития, ФАС не ответили на запросы «Ведомостей». Представитель Минфина переадресовал вопросы в Минэнерго.
Дивиденды «Транснефти» должны учитываться в ее тарифах, говорил в августе президент компании Николай Токарев. В последние три года компания по 45–48 млрд руб. в год сокращала расходы на долгосрочную программу развития из-за проблем с тарифами, говорил он. Тарифы на 2018 г. «Транснефть» предлагала поднять на 21%, но ФАС настояла на 4% (было утверждено), исходя из правила, что тарифы «Транснефти» в 2018–2020 гг. должны индексироваться с коэффициентом 0,9–1 к инфляции (ФАС предлагает продлить принцип еще на 10 лет).
Платить акционерам 50% чистой прибыли по МСФО или РСБУ (исходя из большей величины) правительство обязало все госкомпании с 2016 г. Но выполняют его по-прежнему не все. Так, по итогам 2016 г. «Транснефть» вернула акционерам 25% чистой прибыли, за 2017 г. – 43% чистой прибыли по МСФО, или 50% нормализованной чистой прибыли (прибыль без учета эффектов от выбытия долей в СП и курсовых разниц). «Газпром» два года подряд отдавал акционерам 26% чистой прибыли. Компания объясняла это необходимостью вести масштабные стройки. В этом году инвестпрограмма концерна вырастет на 17% до рекордных 1,5 трлн руб. «Россети» по итогам 2017 г. и вовсе отказались платить дивиденды из-за бумажного убытка по РСБУ. Лишь РЖД, единственная из перечисленных компаний, за 2017 г. 50% прибыли по РСБУ направила на дивиденды.
Обсуждение нового подхода к выплате дивидендов инфраструктурными компаниями в правительстве началось еще в августе: РЖД предложила не платить дивиденды по обыкновенным акциям, но направлять прибыль на инвестпроекты, сообщал «Ъ», идею поддержали также «Россети» и «Транснефть».
Необходимость согласовывать инвестпрограммы на уровне правительства – это снижение степени автономии компании, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: «Газпром», вероятно, будет сопротивляться этой инициативе, особенно учитывая то, что программа капитальных вложений является для него чувствительной темой». Инвестпрограмма «Газпрома» и сейчас утверждается с участием правительства, спорит представитель компании Сергей Куприянов: «Сказать, что мы в этом вопросе автономны и неподконтрольны, нельзя». В совет директоров компании входят Новак и министр промышленности Денис Мантуров. У них полный доступ к информации о планируемых капвложениях, говорит Куприянов.
В любом случае платить 50% в ближайшие два года «Газпром» вряд ли сможет – компания проходит через пик капитальных вложений, связанный со строительством трубопроводов, это политически значимые проекты, считает Маринченко. Неправильны оба предложения, считает управляющий директор «ТКБ инвестмент партнерс» Владимир Цупров, Минфина – с точки зрения экономической логики, Минэнерго – с точки зрения реализации. «Но как инвестор выбираю предложение Минфина», – говорит он. Идея правильная, спорит партнер KPMG Антон Усов, она приблизит частные и госкомпании, для которых государство само определяет, куда направлять инвестиции.
В подготовке статьи участвовали Артур Топорков и Анна Холявко
|